Фото: Александр Река / ТАСС
В конце лета регионы по всей России начали сообщать о пропаже на заправках бензина и дизельного топлива. Хуже всего ситуация складывается у сельхозпроизводителей, для которых дефицит горючего пришелся на уборочную кампанию и сев озимых. Из-за кратного роста оптовых цен независимые АЗС вынуждены резко повышать стоимость топлива в рознице или закрываться, а бензовозы в поисках полных нефтебаз пересекают полстраны. Неуловимый бензин — в материале «Ленты.ру».
Западные политики нередко называют Россию «страной-бензоколонкой», имея в виду, что ее экономика ограничивается экспортом углеводородов. В прямом смысле такая характеристика выглядит несправедливой, ведь арабские государства и та же Норвегия зависят от добычи нефти куда больше. Но если посмотреть под другим углом, то в этой шутке имеется немалая доля правды. Россия является редким примером страны, которая не только добывает, но и перерабатывает нефть в таких объемах, что получает серьезный доход от продажи именно нефтепродуктов.
Собственная переработка развита в Китае и Индии, а вот сырье им приходится импортировать. В Венесуэле, где экспорт нефти является основной статьей доходов государства, достаточных мощностей для переработки нет, поэтому страна закупает топливо, в том числе у российских компаний. До сих пор пытается обеспечить себя собственным бензином и Ирак — один из крупнейших экспортеров сырой нефти в мире. В Азербайджане производство дизельного топлива класса «евро 5» началось только в 2023 году. А США из-за особенностей логистики активно импортируют и нефть, и нефтепродукты, хотя продают все равно больше.
Между тем зависимость России от топливных кризисов за рубежом минимальна. В стране создана полностью замкнутая система обеспечения топливом — скважины, доставка, производство и продажа увязаны в одну цепь. До лета 2023 года казалось, что дефицит горючего в стране невозможен физически, разве что в результате массовых техногенных аварий. Ничего подобного не наблюдалось, но на отсутствие бензина и дизеля жалуются более десятка регионов в разных частях страны. Особенно шокированы ситуацией были аграрии на юге России.
Фото: Кирилл Брага / РИА Новости
Председатель Ассоциации садоводов и питомниководов Ставропольского края Айдын Ширинов 4 сентября направил в Совет Федерации письмо, в котором рассказал, что с начала лета стоимость дизельного топлива для сельхозпредприятий выросла на 40 процентов, а в последнее время горючее сложно купить за любые деньги. Через пару дней его слова на заседании комитетов по контролю и по аграрным вопросам Госдумы еще более категорично подтвердил министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев.
Неделю назад у нас речь шла о том, что нужны горюче-смазочные материалы (ГСМ) по какой-то сниженной цене, потому что сильно выросла цена, а сейчас речь идет вообще о другом. Нам нужно, чтобы в наличии были ГСМ. Нужно эту задачу решить, чтобы это появилось. Потому что у нас проблема именно уже с наличием. Сейчас остановим и уборочную, и не отсеемся по озимым. Это будет катастрофа
Дмитрий Патрушевминистр сельского хозяйства России
История постепенно превращается в настоящий детективный сериал, потому что проблему обсуждают на всех уровнях, но понять, что происходит, и исправить ситуацию не получается. Чиновники озвучивают одни версии, представители бизнеса — другие, а стоимость топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) уверенно обновляет рекорды. Новые исторические максимумы по основным позициям достигаются буквально каждый день.
Откуда берется бензин
На пути из скважины до топливного бака автомобиля нефть проходит несколько этапов. В чистом виде ее не используют, конечный или промежуточный продукт создают на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), которые в российской системе различаются по профилю.
Фото: Алексей Майшев / РИА Новости
Топливно-нефтехимические производства выпускают полимеры и отдельные продукты (этилен, пропилен, спирты, эфиры, бензол, шины), а топливные и топливо-масляные — бензин, дизельное топливо, мазут, керосин, газойль, горючие газы и смазочные материалы.
Транспортировка сырья с месторождений идет по нефтепроводам и по железной дороге. Все трубопроводы эксплуатируются государственной компанией «Транснефть» и ее «дочками», кроме Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который в основном используется казахстанскими компаниями для поставок нефти на мировой рынок.
НПЗ получают сырье тремя способами — через прямые контракты с добывающими компаниями, на бирже через фьючерсные контракты (поставки с фиксированной датой в будущем по обговоренной цене) и на специальных хабах, где торгуют реальными партиями с поставкой за несколько дней. Сделки могут проводиться через посредников — так называемых трейдеров, которые в том числе организуют доставку сырья.
Материалы по теме:
Продолжают заливатьБензин в России постоянно дорожает. Почему так происходит и кто в этом виноват?2 июля 2020
В российских регионах начал пропадать бензин. Что известно о дефиците топлива?24 августа 2023
Большинство крупных заводов в России являются частью вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) — холдинговых структур, которые сами добывают сырье, перерабатывают его и продают продукт в рознице. По состоянию на 1 февраля 2023 года Минэнерго насчитывало 88 нефтеперерабатывающих предприятий, включая те, что находятся в процессе реконструкции, строительства или проектирования. Введенными в эксплуатацию считаются 37 заводов, ВИНКам принадлежат 25 из них. По объему переработки доля вертикально интегрированных компаний еще больше, потому что у них крупнейшие предприятия.
Под чутким руководством
В советские годы, когда все НПЗ были государственными, а цены устанавливались сверху, вопрос наличия бензина и его стоимости оставался только в компетенции властей. В 1990-е за обеспечение страны топливом отвечали уже частники, которые начали формировать рынок топлива. С начала 2000-х годов в России увеличивали объемы нефтепереработки, что, соответственно, позволило наращивать экспорт не сырой нефти, а нефтепродуктов с добавочной стоимостью.
Новые возможности для предприятий привели к тому, что влияние мировых рынков на стоимость топлива внутри страны усилилось. Руководство НПЗ могло выбирать — заключать контракты с отечественными сетями АЗС или продавать бензин зарубежным трейдерам. Без вмешательства государства цены в стране могли бы расти и падать в соответствии с нефтяными котировками, но власти сделали ставку на предсказуемость и стабильность рынка.
Долгое время для регулирования этого вопроса хватало налогов, таможенных пошлин и акцизов. Стоит отметить, что выбранная схема является компромиссной между двумя крайними случаями. Например, в Венесуэле, Саудовской Аравии и Туркмении, где нефтяная отрасль находится под контролем государства, стоимость бензина очень низка за счет прямых государственных субсидий, а вот в США топливо на заправках прямо реагирует на мировые цены. Платят за кризисы, как и экономят в период низких цен на нефть население и компании, а не государство.
Фото: Faisal Al Nasser / Reuters
В удержании цен под контролем России помогала и высокая зависимость рубля от нефтяных котировок. Стоило нефти подорожать, как рубль укреплялся, а значит, продажа бензина по той же цене в рублях становилась выгоднее в долларовом эквиваленте. Это обстоятельство не давало повода наращивать экспорт бензина даже в условиях поднявшихся за рубежом цен.
Ситуация стала меняться в 2017 году с введением бюджетного правила, которое предусматривало отправку сверхдоходов от продажи нефти в Фонд национального благосостояния (ФНБ). После этого власти начали экспериментировать с величиной акцизов, так что уже осенью 2018 года с нефтяными компаниями пришлось договариваться о