Поданным международной консалтинговой компании Nikoliers, сконца 2021 года поконец 2023 года доля иностранных брендов вдесяти ключевых торговых центрах столицы снизилась с44,2% до28%. Изменения произошли ивструктуре иностранных арендаторов: так, изтоп-10 стран пропали Швеция, Польша иВеликобритания.
Natalya Lys/shutterstock
Запоследние два года структура арендаторов торговых центров существенно изменилась. После ухода 31 иностранного бренда изРоссии, посетители смогли познакомиться смногочисленными локальными дизайнерами иритейлерами из«дружественных» стран. Основные индикаторы рынка торговой недвижимости показывают, что ситуация стабилизировалась: уровень вакантности снизился срекордных 15,6% впервом квартале 2023 года до10% вконце 2023 года.
Эксперты Nikoliers проанализировали 10 ключевых торговых центров столицы: «Авиапарк», Сolumbus, «Метрополис», «Афимолл Сити», «Павелецкая Плаза», «Каширская Плаза», «Vegas Кунцево», «Vegas Crocus City», «Ривьера», «Океания». Исследование показало, что доля иностранных брендов пообъему занимаемых площадей вобщей структуре арендаторов сократилась на16,2 п.п. − с44,2% вчетвертом квартале 2021 года до28% вчетвертом квартале 2023 года.
Ввиду того, что запоследние несколько лет определенная часть иностранных брендов прекратила работу нароссийском рынке (30% отобщего объема брендов, которые заявили оприостановке работы нароссийском рынке сначала 2022г.) или изменила способ присутствия (32%), проведя ребрендинг и/или передав управление локальному менеджменту, принадлежность бренда кстране определялась как страна происхождения бренда, независимо оттого, вкаком виде бренд ранее присутствовал нарыке, напрямую или пофраншизе. Также небралось вовнимание изменение юридического лица, выступающего вкачестве правообладателя бренда или товарного знака.
Заметно изменилась иструктура иностранных брендов. Так, в2021 году наибольшую долю среди иностранных брендов занимала Испания (Inditex, Mango идругие), которая составляла 16,3% отвсех арендуемых площадей ванализируемых торговых центрах. Втройку лидеров также входили Франция иГермания − по15,9% и13,7% соответственно.
Задва года из-за ухода крупных брендов изтоп-10 стран пропали Швеция (такие крупные ритейлеры, как H&MGroup, ИКЕА), Польша (группа LPP SA) иВеликобритания (например, Lush, Mothercare иMarks&Spencer).
График 1
Структура иностранных брендов постране происхождения пообъему занимаемых площадей заIVкв. 2021г. вторговых центрах Москвы (выборочно), %
Источник: Nikoliers
Посостоянию наконец 2023 года, лидером поприсутствию встоличных торговых центрах стали французские бренды— суммарно они сформировали 17,2% отвсех арендаторов торгового центра. Навторой строчке рейтинга расположилась Германия сдолей в13,6%.
Втройке лидеров появился Ливан благодаря выходу нарынок ритейлера Daher Group, который занял значительную часть площадок Inditex. Увеличилась доля икитайских брендов вструктуре арендаторов. Рост обусловлен продажей активов польского производителя одежды LPP SA(бренды Reserved, Sinsay, Cropp, House иMohito) китайскому консорциуму FES retail.
Сшестой напятую позицию поднялась Турция засчет выхода вРоссию 14 брендов, которые открывались, втом числе, наместах покинувших рынок ритейлеров. Например, наместе американского GAP вТРЦ «Метрополис» сейчас находится турецкий NetWork. Четвертую строчку заняла Финляндия засчет активного развития «Стокманн» последние несколько лет.
График 2
Структура иностранных брендов постране происхождения пообъему занимаемых площадей заIVкв. 2023г. вторговых центрах Москвы (выборочно), %
Источник: Nikoliers